Знаете с чем связано большинство проблем у людей с лишним весом?
С расстройствами пищевого поведения. Проще говоря РПП. И истоки всего этого уходят корнями в детство.
Некоторых детей изначально кормят слишком плотно, как правило отыгрывая свои детские сценарии когда не хватало еды (детство наших мам и бабушек), очень хочется дать ребенку всего того, чего не было у них самих. Количество еды эквивалентно силе любви.
Другая категория детей – в детстве тонкие и звонкие. Любой нормальный ребенок между игрой и едой не задумываясь выберет первое. Но тут приходит беспокойный родитель (часто к тому времени уже отыгрывающий сценарий своей борьбы с лишним весом и попросту проецирующий это на ребенка) и своим волевым решением и испепеляющим взглядом заставляет ребенка доесть суп.
Мы не будем углубляться в психологические дебри, потому что это сфера работы психотерапевта или специалиста по интуитивному питанию. Мы коснемся лишь вершины айсберга.
Итак, как же не заложить в сознании ребенка сценариев, которые “выстрелят” в спину в подростковом возрасте расстройствами пищевого поведения, или хотя бы уменьшить эту вероятность? Это не сложно и под силу каждому. Заметьте, мы говорим о здоровых детях, не разбираем здесь детей, уже имеющих РПП!
Перестаньте ругать своих маленьких детей-ковырюшек! За то что долго едят, за то что “пока ты копаешься все остынет”.
Пусть копаются в супе, ковыряются в салате, пусть не доедают, пусть подходят к еде избирательно, пусть выбирают то что им нравится! Да и пусть выковыривают всю морковь из салата если они ее не любят, но зато съедят остальное!
Потому что именно эти ковыряющиеся дети имеют меньше всего шансов заработать расстройство пищевого поведения в подростковом и взрослом возрасте!
Разрешайте им не доедать и не доедайте сами! Показывайте своим примером что если ты наелся – МОЖНО не доесть и небо не упадет на землю, а мама в обморок.
Договаривайтесь в садиках чтобы детей не заставляли есть! Никто еще не умер с голоду в саду, хлеб и чай с компотом спасут их от голодной смерти до вашего прихода!
Разрешайте с самого малого возраста ВЫБИРАТЬ что они будут есть – борщ или куриный суп с лапшой, омлет или кашу, рыбу или колету из говядины с кабачком. Так вы с детства учите их ПОНИМАТЬ чего они хотят и определять что они любят из еды.
На то чтобы принять, почувствовать, распробовать блюдо – ребенку нужно почти 2 десятка раз попробовать. 2 десятка!!! Помните первый прикорм и кабачковое пюре? Недоумение и ужас в глазах ребенка “Мама, что это сейчас было?!” как реакция на первую ложку. А потом у многих кабачковое пюре становится любимым – но сколько раз нужно попробовать? Почти 2 десятка. Да-да.
Не запрещайте сладости!!! Это глубокая, для многих родителей ужасно болезненная и страшная тема. Ооочень большая тема совершенно отдельного курса о здоровом питании детей и о том как не тронуться при этом умом, в двух словах не описать, поэтому не углубляюсь. Просто запомните – чем больше запретов и переходов на ультразвук при крике “Серёжа, только одну конфетку!!!” – тем выше Серёжина вероятность через 10 лет слететь с катушек именно на сладком. И слететь очень серьезно!
И наконец ничто не работает так эффективно, как личный пример. Если в семье здоровое отношение к еде, здоровый пример перед глазами – то с огромной долей вероятности все в голове будет на правильных полочках. В одной из следующих статей расскажу об исследованиях на тему детско-родительского лишнего веса через призму генетики, специально для тех кто думает что все определено генетически и как говорится “нам без шансов”.
То есть понимаете, да? Если мама шуршит конфетами по ночам и старается купить торт ПОСЛЕ ухода папы на работу и выбросить упаковку от торта ДО прихода папы с работы (это настоящие истории из моей практики) – то с большой долей вероятности таким примером вы сформируете у ребенка ложные представления о еде, которые аукнутся. Вы действительно этого хотите?
Если у вас проблемы с едой – то с большой долей вероятности они будут и у ребенка. Ошибка многих – менять ребенка не изменив себя. Работайте над СОБОЙ и личным примером показывайте КАК. Не словами, с детьми слова не работают.